Вера. Определение.

Текстовка.

Вера.

Слово «вера» - это отглагольное существительное, образованное от глагола «верить».

Отглагольное существительное называет действие, или процесс – последовательность действий.

Пример отглагольного существительного,  слово «хождение», образованное от глагола «ходить».  Хождение – это название действия, хождения. Или, например «любовь» - это название безвозмездной добродетели, действия.

Вера – это процесс, последовательность действий.

Давайте разберемся в этой последовательности.

В Новом завете есть два места, где дается определение этому термину. Причем второе дополняет первое.

Примечательно, что первое находится в послании Римлянам, первом послании Павла, а второе в послании Евреям, в последнем, четырнадцатом его послании.

(картинка)

Прочитаем первую часть определения из послания Римлянам.

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

(Рим.10:17)

«Слушание» и «слышание» – два понятия, которые многие люди употребляют как синонимы. Не видят отличия. Однако в их значениях имеется существенная разница. СлУшание – это психосоматический процесс восприятия звуковых колебаний, без осмысления. СлЫшание – это обработка информации переданной через звуковые каналы, понятие.

Слушание без слышания – бессмысленный процесс. Поэтому, с одной стороны, эти слова как бы об одном и том же. Но с другой стороны, слушание и слышание – это разные процессы психики. Слова – это просто последовательности звуков. Если человек слышит слово, которое не связано ни с одним образом или понятием в его памяти, это слово для него не имеет смысла, для него это просто шум. Или, если у человека неверная связь слова и образа, или неверное понятие слова, он будет воспринимать информацию искаженно, или не воспримет вообще.

 

В первом послании Коринфянам Апостол Павел пишет:

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

(1Кор.14:6-11)

Животные инстинктивно распознают и реагируют на окружающие их звуки, у них это в генах, с рождения. Естественно, у человека тоже, младенец с рождения распознает эмоции через звуковые сигналы. Мы можем понять друг друга и без слов, выражаясь пантомимикой и различными звуками. В основном так и происходит, люди используют слова, не вдаваясь в их значения, и зачастую одним словом могут выражать весь спектр эмоций, чувств, намерений и понятий.

Человеческая речь – единственное, что отличает его от животного. Артикуляционный аппарат человека, благодаря его особому строению, позволяет издавать множество различных звуков, выстраивать их в последовательности, и тем самым получать неограниченное количество слов-знаков, для обозначения ими предметов окружающей действительности. А богатая знаковая система в свою очередь позволяет выстраивать абстрактные логические конструкции, мыслить, творить. Благодаря этому, мы и можем быть осознанными. Но мы не рождаемся со знанием языка, мы осваиваем его как навык, в процессе социализации. Человеческий язык - это продукт общественной деятельности. Человек по мере взросления узнает для себя новые, уже существующие в социуме слова, и наполняет их смыслом. Зачастую, присвоенные к словам понятия, совершенно не соответствуют общепринятым, в свою очередь общепринятые понятия могут совершенно не соответствовать истине. Поэтому знать слово, еще не значит понимать его, или понимать его верно. Проблема именно в этом, человек просто не слышит, что ему говорят, или слышит не то, что говорят, потому что имеющиеся у него понятия ложные.

Когда Иисус поучал народ притчами, ученики, приступив сказали ему:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

(Матф.13:10-15)

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (в оригинале от слова Христа)

(Рим.10:17)

Слово - это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. А что такое понятие? Например, какое понятие означает слово «математика»? насколько это понятие обширно? Слово «математика» обозначает целую науку – учение, выражаемое словами. То есть само понятие, это и есть слово.

В Евангелии от Иоанна Иисус говорит:

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

(Иоан.8:51)

Под «словом», подразумевается весь текст Нового завета, целостное учение.

Итак, основа веры – это Слово Божие, учение Иисуса Христа.

Первым делом его надо чтить, пребывать в нем, знать его. Знать, еще не значит слышать, понимать. Очень много людей знают Слово, но ничего в нем не разумеют.

Следующий этап – слышание, понимание, разумение.

Обратим внимание на то, что Павел не называет знание и разумение Слова, верой, он говорит: вера ОТ слышания, а слышание от Слова Божия … То есть, просто знание, и даже разумение Слова, по мнению Павла, верой не является.

Прочитаем, что пишет о вере Апостол Иаков.

 

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".

Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак.2:14-26)

Иаков называет знание и слышание Слова, мертвой верой. И говорит, что только на практике вера достигает совершенства, без практики, разумение истины является лишь умозрительной, гипотетической. Только действия согласно разумению производят положительные изменения, перерождение человека. Кроме того, разумение без практики, может быть не только не полным, но и ошибочным. Только практика может показать ошибочность и неполноту понятия. Иаков не просто так заканчивает мысль, проводя аналогию между мертвым телом без духа, и мертвой верой без дел. Только живая вера, то есть вера в действии воскрешает тело. Пока вера бездейственна, тело остается мертвым, а дух слабым, несовершенным, или ложным.

Это может показаться спорным, потому что чтение и размышление над Словом, тоже дело. Надо прилагать усилия. Но эти усилия пусты без практики. Они имеют ценность только в перспективе, если полученные знания будут воплощены в жизнь.

Апостол Павел говорит об этом как о сеянии:

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

(Гал.6:7,8)

 

Теперь прочитаем вторую часть определения слова «вера» данного Апостолом Павлом, в послании Евреям.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

(Евр.11:1)

Слово «осуществление» означает воплощение, проявление внутреннего содержания. Осуществление, следствие разумения, а разумение от знания учения Христа. Человек действует согласно разумению, в надежде на позитивные изменения в своей жизни, в надежде обрести что-то новое, или преобразовать старое. Когда складывается ситуация, человек встает перед выбором, как поступить, как все, как всегда, или согласно учению. Поступок приводит результату, к негативному, в случае если он ложный, и к позитивному, если он верный. И когда человек поступив верно, согласно Слову, получает позитивный результат, он приобретает уверенность в невидимом, то есть в своем разумении Слова, и в самом Слове.

Теперь нарисуем простенькую схему для наглядности.

Любое дело начинается со сбора информации, с теории. Если мы хотим чему-то научиться, мы ищем учителя, источник информации.

Далее наша задача осмыслить полученную информацию, понять ее, услышать, разуметь.

Далее практика, действие, воплощение, реализация, материализация.

И итог. Если действия дают удовлетворительный результат, значит информация понята верно, мы научились чему-то новому, полезному. Мы получили Дар от Бога, обрели что-то Божественное, стали умнее, мудрее, добрее, терпимее т.д.

Это базовая схема.

Процесс познания состоит из множества шагов, мы, как по ступенькам, движемся от простого к сложному, каждый раз, на каждом этапе, проделывая эти четыре шага веры. Двигаемся от веры в веру.

Апостол Павел в послании Римлянам Пишет.

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

(Рим.1:16,17)