Десять заповедей в Новом завете. Понятие седьмины.

Декалог в новом завете. Понятие седьмины.

В этом видео сделаем короткий обзор текстов, не вникая в смыслы, и посмотрим, как декалог представлен в Новом завете.

 

В Ветхом завете Моисей пишет, что десять заповедей, (десятисловие, или декалог на греческом), были изречены народу самим богом, и записаны им же на двух каменных скрижалях.

Прочитаем слова Моисея из книги Второзаконие.

Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак.

И говорил Господь к вам [на горе] из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

(Втор.4:11-14)

Чуть далее Моисей пишет, что на самом деле говорил он.

 

Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору.

(Втор.5:4,5)

 

То есть Бог говорил Моисею, а Моисей пересказывал народу.

 

И далее по тексту, десять заповедей, после которых Моисей продолжает.

 

Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.

 

Обратим внимание, что бог более не говорил.

 

Моисей пересказывает народу слова бога, но в тоже время утверждает, что бог говорил к народу непосредственно.

 

Как бы там не было, посыл понятен, десятисловие, это единственное что бог проговорил непосредственно к народу. Моисей  доносит именно эту мысль.

  

Из этого, можно предположить, что десять заповедей – это некая базовая логика бытия. Некий фундамент.

Далее станет понятно, что весь закон Моисея, и Новый завет, не что иное, как интерпретация этих заповедей. Моисей детализирует их в виде правил, буквы закона, а Христос раскрывает их суть, дух.

 

Прочитаем десять заповедей из ветхого завета. В качестве ознакомления.

1.      Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2.      Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.      Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.      Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.      Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6.      Не убивай.

7.      Не прелюбодействуй.

8.      Не кради.

9.      Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.  Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Эти заповеди, были начертаны перстом Божьим на двух каменных скрижалях.

Первые пять заповедей на первой скрижали, говорили о любви к богу, следующие пять заповедей, на второй скрижали, говорили о любви к ближнему.

Две скрижали соответствуют двум базовым заповедям. А заповеди на них это их детализация. Их внутренняя логика.

 Для наглядности представим это в табличном виде:

 

 

В современной психологии аналогами этих двух заповедей, являются понятия интроверсии и экстраверсии. Интроверсия –  это отношение человека к самому себе, заповедь «возлюби бога», экстраверсия – это отношение человека с окружающим миром, заповедь «возлюби ближнего». Это два базовых режима работы психики. В зависимости от развитости психики, или текущей жизненной ситуации, человек в большей степени интроверт, или в большей степени экстраверт.

Психологи рассматривают экстравертов и интровертов в качестве двух полюсов, лежащих на разных концах градиентной шкалы, показывающей степень открытости конкретного человека к внешнему социуму.

Чистых экстравертов и интровертов в социуме не существует, люди не могут всегда находиться только в одном из этих состояний. Эти два режима работы психики постоянно сменяют друг друга с разной степенью интенсивности. Например, при близком общении, когда мы слушаем собеседника – мы в режиме интроверсии, когда отвечаем – в режиме экстраверсии. Когда днем занимаемся делами – это экстраверсия, когда вечером обдумываем – интроверсия.

Фокус внимания человека в режиме интроверсии в основном направлен вглубь себя, на свой внутренний мир. Главным образом, он сосредоточен на своих ощущениях, а также на их осмыслении и осознании.

Фокус психической деятельности экстравертов, в отличие от интровертов, направлен преимущественно вовне.

Если пойти глубже, станет понятно, что режимы интроверсии и экстраверсии завязаны друг на друга и работают совместно.

Про эти два базовых режима работы психики, и как они переплетены с заповедями декалога мы подробно поговорим отдельно в будущем.

 

Посмотрим, как представлены эти две основные заповеди, и входящие в них десять, в евангелиях от Матфея, Марка и Луки.

В них, с некоторыми отличиями дублируются две истории, в одной идет речь об основных заповедях, во второй о входящих в них десять.

 

Две скрижали в Евангелии от Матфея.

 

А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе к нему. И один из них, [[законник]], искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (От Матфея 22:34-40)

 

Вторая ПОДОБНАЯ первой! Слово ПОДОБИЕ означает идентичность по сути, смыслу. Одинаковость.

Эти две заповеди, по сути, одинаковы. И соответственно, заповеди на двух скрижалях, тоже, по сути, одинаковы, подобны. Если их поменять местами, ничего не изменится.

 

Декалог в евангелии от Матфея.

 

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; чти отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (От Матфея 19:16-26)

Начало этого диалога, до того как Иисус перечислил заповеди, переводчики неизвестно по какой причине скопировали из евангелия Марка или Луки. У Матфея он звучит так:

Учитель, что доброе сделать, чтобы получить жизнь вечную? Он же сказал ему: что меня спрашиваешь о добром? Один есть добрый.

Не смотря на то, что общий смысл не меняется, отличие все же имеется.

Основная суть во всех трех евангелиях в том, что Иисус поправляет обратившегося к нему с вопросом, указывая на то, что единственным благим является бог. Таким образом, он указывает на первую наибольшую заповедь – возлюби бога. И далее перечисляет заповеди декалога. Поэтому первым пунктом укажем первую наибольшую заповедь.

 

Итак, последовательность заповедей в евангелии от Матфея.

 

I. Возлюби бога.

1. не убивай;

2. не прелюбодействуй;

3. не кради;

4. не лжесвидетельствуй;

5. чти отца и мать;

и:

II. люби ближнего твоего, как самого себя.

 

Последним пунктом указана вторая скрижаль, вторая наибольшая заповедь –возлюби ближнего. Следовательно, перечисленные выше заповеди нужно отнести к первой наибольшей заповеди – возлюби бога.

При этом, первые четыре заповеди взяты со второй скрижали. Пятая заповедь с первой скрижали. Потому что заповеди на скрижалях взаимозаменяемы, одинаковы по сути, подобны. Например, заповедь НЕ УБИВАЙ одинаково справедлива и по отношению к себе, и по отношению к ближнему. Суицид и убийство, это одно и то же.

 

Две скрижали в Евангелии от Марка.

 

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог  он и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом [пониманием], и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно ответил, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. (От Марка 12:28-34)

 

Декалог в евангелии от Марка.

 

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай [не отбери], чти отца твоего и мать. (От Марка 10:17-27)

 

Две скрижали в Евангелии от Марка.

 

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею! Вторая: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть  он и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно ответил, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

 

Декалог в евангелии от Марка.

 

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, чти отца твоего и мать.

  

В синодальном переводе, опять же неизвестно по какой причине, переводчики поменяли местами заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй». В оригинале заповедь «не убивай» указана первым пунктом.

 

I. Возлюби бога

1. не убивай,

2. не прелюбодействуй,

3. не кради,

4. не лжесвидетельствуй,

5. не обижай,

II. чти отца твоего и мать.

 

У Марка все пять заповедей со второй скрижали. Последним пунктом, вместо второй скрижали, вставлена пятая заповедь с первой. 

Забегая вперед, сразу отметим этот момент. Евангелие от Марка адресовано к людям с детской психикой. А единственные ближние для ребенка – это родители, или те, кто их представляет.

 

Две скрижали в Евангелии от Луки.

 

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. (От Луки 10:25-28)

 

У Луки нет жесткого разделения на две заповеди, он упаковал их в одну.

 

Декалог в евангелии от Луки.

 

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою. (От Луки 18:18-27)

 

I. II. Возлюби бога и ближнего.

1. не прелюбодействуй,

2. не убивай,

3. не кради,

4. не лжесвидетельствуй,

5. почитай отца твоего и матерь твою.

 

У Луки, заповедь «не прелюбодействуй» на первом месте, заповедь «не убивай» на втором. Заповедь «почитай отца и мать», как и у Матфея, на пятом месте.

Опять же, забегая вперед отметим, что евангелие от Луки адресовано к людям с отроческой психикой, а главная проблема отрочества – это прелюбодеяние, о чем подробно поговорим в отдельной теме. Поэтому заповедь «не прелюбодействуй» на первом месте.

Итак.

Матфей довольно «жестко» разделят первую и вторую наибольшие заповеди.

Марк, тоже разделяет, но уже не так резко как Матфей.

Лука же их полностью сливает в одно.

 

Выведем все это в табличном виде.

 

 

Структура Нового завета выстроена седьминами. Так называемые 7 заповедей блаженства, 7 притч, 7 соборных посланий, 14 посланий Павла, седьмины из Откровения, и т.д.

Объединив послания, увидим, что Новый завет состоит из 7 частей. 

 

  

Каждый блок текста в Новом завете, раскрывает определенную заповедь, с той или иной точки зрения.

Теперь, зная логику изложения, и выяснив к какой заповеди относится текст, мы получаем возможность понять его. Без знания структуры, однозначно понять что-либо невозможно, можно только гипотетически предположить, о чем может идти речь.

Поэтому, в самом начале своего евангелия, и Нового завета в целом, Матфей показывает базовую структуру текста. 3 по 14. Об этом будет отдельная тема.

 

Итак, посмотрим на седмину еще раз.

 

Первый пункт соответствует первой наибольшей заповеди, которая содержит в себе следующие пять пунктов, соответствующих заповедям декалога. Тексты, относящиеся к наибольшим заповедям, раскрывают общие, универсальные понятия, относящиеся к той или иной сферы жизни.

Тексты соответствующие пяти заповедям декалога, уже детализируют их, раскрывая их внутреннюю логику.

Таким образом, пять заповедей декалога, относятся одновременно и к заповеди «возлюби бога», и к заповеди «возлюби ближнего».

Седьмой пункт, относится ко второй наибольшей заповеди. И так как заповеди на скрижалях идентичны по сути, дублировать их нет никакого смысла.

 

Теперь вернемся, и обратим внимание на тексты говорящие о наибольших заповедях, в которых сказано о любви сердцем, душой, разумением, пониманием, и крепостью, и выведем в табличном виде…

 

У всех первым пунктом «сердце», греческое «кардиа». Вторым пунктом «душа», греческое «психе».

Далее, третьим пунктом у Матфея и в речи Христа у Марка «разумение», греческое «дианоиа». У Луки то же самое греческое слово на четвертом месте.

Далее, слово переведенное как «крепость», греческое «исхис». У Матфея отсутствует, в речи Христа у Марка на четвертом месте, у Луки на третьем.

Теперь обратим внимание на речь книжника из евангелия от Марка. Слова «душа» и «разумение» в его речи отсутствуют, вместо них он использовал слово «понимание», греческое «си́нэсьйс».

 

За всеми этими на первый взгляд незначительными деталями и отличиями, скрываются важные смыслы, которых мы пока не видим. На текущий момент наша задача обратить на них внимание.

 

В следующий раз поговорим о слове «вера».