Ев. от Матфея. Имя Иисус.

Текстовка.

Продолжаем чтение первого предложения Нового завета. Следующее слово «Иисус». Это имя собственное. Поэтому сначала поговорим о слове «имя».

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. (От Матфея 1:1)

Любое слово, как знак, что-то обозначает. Например, словом «куб» мы обозначаем предмет, который обладает определенными свойствами. Вспомним определение этого слова.

Куб  это геометрическое тело из шести граней, каждая их которых - правильный четырёхугольник (квадрат).

Сама по себе последовательность звуков «к», «у» и «б», это не сам куб, и не его определение, а только лишь их словесное обозначение - знак.

Итак, у нас есть сам предмет, его определение, и их знак. Нарисуем схему, которую называют семантическим треугольником.

Сделаем небольшое отступление.

С точки зрения психологии, и знак, и определение, и сам предмет, служат знаками друг другу.

Если мы видим куб, у нас в голове всплывает слово «куб». Если мы слышим слово «куб», у нас всплывает его образ. И также с определением. Определение означает и сам предмет, и его знак. Поэтому на языке мы постоянно что-то обозначаем, задавая вопрос: что это значит? Создавая ассоциативные связи, между звуками, образами, образами действий, самими действиями и эмоциями.

Определение может быть частичным и полным. Если ребенку показать куб, и обозначить его словом куб, ребенок будет знать, что кубом называется определенной формы предмет, и сможет выделять его на фоне других предметов. И на какое-то время, а может и на всю жизнь, ему этого знания будет достаточно. Полное определение предмета, включает в себя описание всех его свойств.

Вернемся к определению слова куб.

 Куб  это геометрическое тело из шести граней, каждая из которых - правильный четырёхугольник (квадрат).

Формально, этого определения достаточно.

Если мы понимаем значения всех слов входящих в это определение, мы построим в воображении куб.

Но, что нам это дает?

Это определение всего лишь нарисовало в моем воображении куб. Но не объяснило, что мне с ним теперь делать, и с какой целью. То есть это определение не полное.

Полное определение предмета может быть весьма обширным, и знать его целиком вовсе не обязательно. Определение предмета, должно быть достаточным, для решения определенной задачи. Данное определение достаточно для сдачи экзамена по геометрии, но не достаточно для расчета необходимого количества строительных материалов.

Мало кто понимает, что такое электричество, но все понимают, что нельзя дотрагиваться до оголенных проводов, и этого понятия для большинства достаточно, и незнание всех свойств электричества никак не влияет на их жизнь.

Вернемся к слову «имя».

Итак, у нас есть сам предмет, его определение, и их знак.

Что мы будем называть именем предмета? Его обозначение, или его определение?

Дадим определение слову Мария.

Мария – это слово, используемое для обозначения лиц женского пола, а так же любых других предметов. Никакого другого определения этому слову мы дать не можем, по умолчанию за ним не стоит никакой личности или предмета. Это просто набор звуков. Знак. От того что кого-то неизвестного мне человека зовут Марией, я узнаю только то что ее так кличут. Я больше ничего не знаю об этом человеке. Оно пустое для меня, в нем нет содержания – оно бессмысленно. Это слово будет наполняться содержанием по мере того, как я буду все больше и больше узнавать об этом человеке. И тогда это имя будет иметь для меня смысл, то есть само содержание это и есть имя, а слово Мария – это обозначение этого имени.

Итак, слово  «имя», имеет два значения, имя как знак, и имя как сущность.

Имя как знак – это как тебя звать, а имя как сущность – это кто ты есть по жизни – твой генезис.

Имя как знак, может содержать в себе краткое определение сущности. Например, дворнягу скорей назовут Тузиком или Шариком, потому что эти клички закрепились в общественном сознании по отношению к бродячим псам.

В грамматике, переход собственного имени в имя нарицательное называется апеллятивацией, или деонимизацией (обезличиванием). Изначально, имя собственное может не иметь никакого содержания, потому что его задача обозначать. Нарицательное имя, уже изначально имеет в себе краткое содержание сущности. В нашем примере, клички Тузик и Шарик, изначально могли быть именами собственными. Существительные «собака», «дворняга» и «бродячий пёс» – имена нарицательные. Но в лингвогенезе, имена собственные обрели содержание, и стали именами нарицательными.

При этом происходит и обратный процесс, когда имена нарицательные, становятся именами собственными.

В итоге, естественным образом все перемешивается, и возникает необходимость отличать имена нарицательные от имен собственных.

Итак, имя как знак – это знак обозначающий имя как понятие.

Рассмотрим, имя «Иисус».

Посмотрим на этимологию.

Иису́с  — имя нескольких библейско-исторических личностей, русская транслитерация формы др.-греч. Ἰησοῦς, полной формы иудейского имени евр. יהושוע‎ (Йегошуа), состоящего из корней слов Яхве (имя Бога в Ветхом Завете) и шуа («спасение»), краткая форма — (иврит) Йешу́а.

То есть краткое определение имени Иисус, заложенное в него, это «Спасение Божье» или «Бог спасающий».

Посмотрим, какое определение дает сам Новый завет.

Прочитаем из повествования о рождении Христа из ев. От Матфея.

Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Матфей)

В этом отрывке два определения дополняющие друг друга.

«…наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Здесь дается определение имени Иисус, как спасающий от грехов.

«…и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Получаем то же самое краткое определение – «Бог спасающий».

Это нарицание нам ничего не дает, с таким же успехом Христа можно было бы назвать каким угодно словом, от этого ничего не изменилось бы. Важно лишь полное определение имени, которое раскрывается всем Новым заветом в целом.

Иисус – это имя собственное.

Но справедливости ради надо отметить.

Например, у программистов, правилом хорошего тона, считается называть переменные так, чтобы было понятно, что они хранят, а не безличным набором знаков.

Если назвать переменную безличным Х, и присвоить ей значение 7, никто кроме самого написавшего это, не поймет что это за Х. А если дать переменной краткое имя, например TIME, то уже понятно,  что хранит переменная.

Или, например, в дружных компаниях, люди по-дружески начинают всячески называть друг друга, согласно особенностям внешности, или характера, или принадлежности к чему-либо.

Посмотрим на примеры из Нового завета, где именам даются краткие определения.

«Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». (Иоанна)

«… Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин…» (Деяния)

«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь». (Деяния)

Эти краткие определения выступают своего рода визитной карточкой обладателя.

Посмотрим на те места, где под именем подразумевается не имя как знак, а имя как сущность.

«…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». (Матфея)

Будете ненавидимы за истину сказанную мной.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Иоанна)

Следующим его учению, дал власть быть чадами Божиими …

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне». (Иоанна)

Если что попросите по истине, и ради истины, то сделаю.

«…и на имя Его будут уповать народы». (Матфея)

На его учение будут уповать.

«… именем Моим будут изгонять бесов…» (Марка)

Истиной будут разоблачать заблуждения.

Интересное место из деяний апостолов.

«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.

Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.

Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса». (Деяния)

«…заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует».

Это пример неумения отличать знак от понятия. По причине отсталости в психическом развитии.

Посмотрим пару первых попавшихся примеров из современности.

 «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»

В следующий раз рассмотрим слово «Христос».