Ев. от Матфея. Рождество.

Продолжаем чтение евангелия от Матфея.

Прочитаем повествование о рождении Иисуса Христа из синодального перевода.

 

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

(Ев. от Матфея)

Сверим первое предложение с оригиналом.

 

 

 

Обратим внимание на то, что словом «рождество» переведено греческое «генесис», корневая форма слова использованного в первом предложении евангелия, которое, как мы выяснили, соответствует русскому «жизнь».

Слово «рождество» это архаизм, который ныне совсем не используется. Оно привязано только к евангельскому повествованию о рождении Иисуса Христа из синодального перевода. Поэтому меняем его на слово «рождение».

Архаизмы иногда воспринимаются как новые слова, или слова относящиеся к чему-то особенному, и искажают восприятие текста.

Как уже было отмечено в теме про содержание евангелия, русским глаголом «рожать», переведено три греческих слова. Греческое слово «генесис» и его производные, в большинстве случаев использованы там, где говорится о духовном рождении.

Некоторые словари разделяют по значению слова «рождать» и «рожать», придавая им особые смыслы. Это не верно. Эти слова и их производные синонимы. Просто в некоторых случаях по звучанию больше подходит одно из них.

 

Прочитаем далее.

«По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого».

Предложение подвешивает в воздухе вопрос: оказалось кому? Кто это понял? Только Иосиф, или и Мария тоже?

Возможно, надо было перевести как-то иначе.

Но далее по контексту понятно что стало очевидно Иосифу.

 

Промежуток времени от обручения до сочетания, это период так называемых брачных игр, период полового отбора, суть которого в недопущении до спаривания слабых или порочных особей, и, в выборе наиболее сильного во всех отношениях партнера, для передачи потомству, насколько возможно лучших генов. Это защитная функция из группы репродуктивных инстинктов. Жених и невеста должны удостовериться, испытать себя и друг друга на готовность к сочетанию, к будущей семейной жизни и воспитанию детей.

«Обручиться» – значит завести пробные отношения, завести дружбу, с целью вступить в брак.

Слово «обручиться» – буквально означает «взяться за руки», подружиться. Есть выражение «рука об руку», означающее совместную деятельность, или выражение «ходить под ручку» - дружить.

К примеру, есть интуитивно понятное каждому слово «заручаться»,  означающее заблаговременно  обеспечивать себя поддержкой. Тот, кто ручается за кого-то, берет за него ответственность. Ручается за него. Можно сказать что «обручиться» – значит заручиться поддержкой друг друга.

Инициатива может исходить и со стороны девушки, и со стороны юноши. Обручение считается случившимся фактом, когда обе стороны выражают свое согласие.

 Это суть слова «обручение» применительно к брачным отношениям.

Религиозный обряд – это всего лишь обряд, торжественное сообщение сообществу о случившемся факте.

Заявление в ЗАГС о государственной регистрации заключения брака, это для защиты имущественных прав супругов, их родственников и прав детей, которые родятся в браке. То есть тоже постфактум.

 

Слово «сочетание» - означает совокупление, объединение, пара становится одним целым. Чета – это  два лица или предмета, рассматриваемые как одно целое - пара. Жених и невеста принимают решение создать семью и совокупляются. Девушка становится женщиной, женой своему мужу, и останется ей, пока смерть не разлучит, или пока она не нарушит верность своему мужу.

Итак. В то время когда Иосиф дружил с Марией в надежде взять ее в жены, ему что-то открылось. Он что-то осознал.

Он понял что Мария имеет во чреве от Духа Святого.

Посмотрим на значении греческого слова «гастер», переведенное здесь как «чрево».

Значение слова γαστήρ: ГАСТЕР

1. буквально — живот, брюхо; в переносном смысле — обжора;

2. утроба (матери), чрево.

То есть это слово обозначает просто внутренности.

B современном языке, присутствует много слов, имеющих этот древнегреческий корень. Гастроэнтерология это наука о заболеваниях органов пищеварения; гастрин это желудочный гормон; гастрит это воспаление слизистой оболочки желудка; гастрономия это поварское искусство; гастроном это магазин, в котором продаются продукты.

 

Есть еще одно греческое слово с таким же значением – «килья».

Значение слова κοιλία: КИЛЬЯ

1. живот (брюшная полость), желудок, внутренности;

2. чрево, утроба.

Оно в основном переведено как желудок, но в евангелии от Луки, есть и в значении материнская утроба.

И еще одно слово, использованное  всего в двух местах в значении матка, это «митра».

Значение слова μήτρα:

Чрево, материнская утроба.

Оно употреблено в послании Римлянам, и переведено словом «утроба», и в евангелии от Луки, это же слово переведено словом «ложесна».

 

 

 

Теперь посмотрим словарное определение слова дух.

 

Толковый словарь Ефремовой

дух

1.      Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, мышление, психические способности человека. || Мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи (в материалистической филисофии и психологии). || Нематериальное и бессмертное начало, лежащее в основе всех предметов и явлений и являющееся первичным по отношению к материи.

2.      Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива.

3.      Характерные черты, основные свойства; сущность чего-либо. || То, что определяет поведение, образ мыслей и т.п. человека; мироощущение, мировоззрение.

4.      Дыхание (обычно в составе словосочетаний).

5.      Воздух

6.      Аромат. || Запах.

 

В контексте исследуемой темы, нам интересен третий пункт. Дух как сущность чего-либо.

В чем сущность бракосочетания, и каковы роли мужа и жены в нем?

 

Смысл жизни человека, как живого существа, основная его функция, заключается в том, чтобы оставить после себя жизнеспособное потомство. Если эта функция выполняется, и выполняется верно, то человек, как живое существо, исполняет Божью волю, живет в рамках Божественной программы. Если же нет, если Божья воля не исполняется, значит что-то не так, по какой-то причине, человек не может или не хочет исполнять свои репродуктивные функции.

Роль жены – это рождение и воспитание детей, это ее Божественное предназначение. Это то, что у нее внутри, от Бога. То что она «имеет во чреве» от Духа святого. Святого - значит истинного.

Почему для Иосифа это стало откровением. Посмотрим на это с точки зрения возрастной психологии.

Дело в отличии психического развития мальчиков и девочек, в периоды детства и отрочества.

Девочки копируют маму, а мальчики папу.

Девочки с раннего детства растут с мыслью, что они будущие мамы. Для них это данность, и они готовятся к этому. Если есть младшие дети, девочки возятся с ними вместе с мамой. Если нет, играют с куклами. Это отражается на их характере, они более уравновешены, практичны, им придется кормить не только себя, но и детей.

Тем временем, мальчики, возятся с папой в гараже, или мастерской. И мысль, что им в перспективе придется брать ответственность за семью, до них не доходит. Это не так очевидно. Они сталкиваются с ней только в юношестве, когда начинают выстраивать отношения, только тогда они начинают осознавать, что вообще-то семья, создается для рождения детей. А дети нуждаются в любви, жертвенности, долготерпении, благости, и прочих проявлений Божественных качеств. Только тогда до них доходит вся глубина ответственности, ложащуюся на них в случае бракосочетания. Не до всех конечно, до некоторых не доходит и до гробовой доски.

По природе, муж, беря девушку в жены, берет ответственность за нее и будущих детей. Основная ответственность ложится на него, как на главу семьи.

Когда парни, встречаясь с девушками, осознают всю полноту ответственности ложащуюся на них в случае бракосочетания, естественно, испытывают страх и неуверенность, и часто хотят разорвать отношения. И не желая признавать перед самим собой свою слабость, или опасаясь осуждения со стороны окружающих, обвиняют в этом девушку. То есть оглашают ее. Мол, это она такая, а он весь белый и пушистый.

Иосиф был честен перед самим собой и признавал свою слабость, и, не желая неправедно наговаривать на Марию, решил расстаться без объяснения причин. О чем нам повествует следующее предложение.

 

«Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее».

 «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

 

Когда человек приняв какое-либо решение, освобождается от мук сомнения, успокаивается, он, становится способным осознать новую реальность, результат принятого решения.

Парень принимает решение разорвать отношения. Формально, девушка еще не знает об этом, фактически они еще жених и невеста, но для себя, он уже расстался, для него это уже случившийся факт. Он осознает свой новый статус, одинокого, слабого, и трусливого. И в этот момент, осознав себя, он может собраться с силами и воспротивиться своей нерешительности. Или его могут укрепить со стороны, кто-то из родственников или друзей.

 

Иосифу во сне явился Ангел Господень.

И сказал: «Иосиф, сын Давидов!» «Не бойся, ибо родившееся в ней есть от духа святого». Иосиф уже понял это, и испугался. Ангел лишь укрепляет его. Здесь словом «родившееся», переведено греческое «геннифен».

Ангел продолжает речь, и говорит: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Здесь словом «родит», переведено уже другое греческое слово – «тьй́кто».

Мы уже выяснили, что оба эти слова, переведенные словом «рождение», используются и в прямом и переносном смысле. Видимо, таким образом, Матфей разделяет смыслы. В первом случае речь о духовном рождении, а во втором о телесном.

 

Апостол Павел в послании Ефесянам пишет.

 

«Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». (Ефесянам)

 

В послании Галатам Павел перечисляет качества плода духа.

 

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Галатам)

 

Прочитаем следующее предложение из евангелия.

 

«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Это про духовное рождение.

 

Родит Сына – ребенка мужского пола. Дева рождает Сына.

 

Прочитаем пару мест из писания. Апостол Павел в первом послании Коринфянам пишет.

 

«Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога». (1Коринфянам)

 

Муж через жену – муж, посредством жены, принимая волю  Бога, беря ответственность, зачинает в себе Сына Божьего, человека разумного. Безответственному человеку истина не нужна, истина нужна человеку ответственному. Безответственный человек убегает от истины, он ее боится, она его обличает. Ответственный человек, напротив, стремится к истине, он хочет все знать и понимать.

 

В евангелии от Иоанна Иисус говорит:

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Ев. от Иоанна)

 

Ответственность – это базовый принцип человека, который делает его разумным. Ответственность заставляет двигаться вперед, познавать новое, добиваться поставленных целей, совершенствоваться, жить.

Принятие ответственности суть начало разумной жизни, рождение человека разумного.

Основную ответственность за семью и потомство, берет на себя муж, глава семейства. И изначально он решает жениться или нет. Поэтому, дева, рождает сына, ребенка мужского пола в муже. Муж через жену.

 

 

«…се, Дева во чреве примет…»

 

Дева выходит  замуж один раз. И ответственность за нее может взять только один муж. Только дева может родить Христа. Христос зачинается до сочетания, сначала принятие ответственности, потом брак. Первенец девы – Христос – Эммануил – что значит: с нами Бог.

 

Читаем дальше.

 

«Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

 

«Принял жену свою».

Обязанности и права у супругов по отношению друг к другу, возникают в момент, когда они ими становятся. А становятся они ими в момент первой половой близости. Не когда они сыграли свадьбу, и не при регистрации брака в загсе, а именно в момент потери невестой девства. Если жених и невеста  решились  на половую близость, значит они готовы, к рождению ребенка. И по факту супруги.

 

«Не знал ее».

Жена становится матерью в момент зачатия, она вынашивает ребенка. Муж становится отцом в момент рождения. Формально он конечно отец, но фактически еще никак не участвует в воспитании…

 

По поводу ереси про непорочное зачатие.

Если бы Мария была беременна, и Иосиф хотел ее спасти, то единственное что он мог сделать, будучи праведным, это оставить ее у себя притворившись отцом ребенка. Иначе ее побили бы камнями по закону за блуд.

Прочитаем из книги Второзаконие.

«Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя».

 (Втор.22:20-22)

 

И на счет трактовки выражения «не знал ее», как то, что Иосиф не вступал с Марией в половую связь. Во-первых, греческое слово, переведенное словом «знание», в Новом завете используется только в этом значении.

Во-вторых, если женщина психически здорова, то во время беременности, половое влечение у нее отсутствует. И с чего Иосиф должен был домогаться ее, если она беременна?

 

Причина, почему люди воспринимают текст искаженно, и говорят о каком-то сказочном непорочном зачатии, заключается в следующем.

Во-первых, некоторые просто не умеют читать, воспроизводить текст они умеют, только значений читаемых слов не понимают. Но это не главное, потому что при желании, каждый может прочитать текст верно. Главная причина кроется в психике.

По мере взросления, мы все, обнаруживаем свою ущербность в тех или иных вопросах. Кому-то не те родители достались, кому-то достался слишком большой нос. Далее кому-то попались не те учителя, и человек считает, что он упустил возможности и вовремя не отучился, и чувствует ущербность в этом вопросе. Кто-то не стал успешным бизнесменом, кому-то достался не тот супруг, у кого-то дети не как у всех.

Все эти мысли довольно неприятны, и человек убегает от них, закапывая глубоко в сферу бессознательного. В большинстве случаев человек даже не осознает этого, а испытывает лишь неприятную эмоцию, и переключает свое внимание. Проблема при этом остается. И все эти ущербности, накапливаются, и живут в бессознательном, постоянно прорываясь в сознание.

Кроме этого, каждый человек неизбежно совершает ошибки, за которые чувствует вину. И они тоже накапливаются.

Выводить все эти мысли на поверхность и решать их неприятно, и чем больше чувство ущербности и вины, тем неприятней.

Каждая такая мысль, осознается она или нет, наталкивает на лукавый вывод, что жизнь не удалась, что жизнь проиграна. Приговор уже озвучен. И теперь, остается только смиренно дождаться смерти. Опять же этот вывод не осознается в большинстве случаев.

Мы все умрем! Восклицает такой человек.

Поэтому Христос должен хоть чем-то отличатся от него. Если Христос родился без отца, значит он не такой как мы. Он особенный, а мы все грешные, и ничего не можем с этим поделать.

Человек, говорящий о непорочном зачатии, противоречит основному посылу Нового завета, что есть некто Иисус Христос, человек полностью подобный нам, который победил грех, и что мы теперь можем последовать его примеру.

 

Подведем итог.

 

В повествовании о рождении Христа показывается суть духовного рождения человека, заключающегося в принятии ответственности за свою жизнь. Тема рассматривается на примере половых отношений и родительского инстинкта, так как в животном смысле именно они являются целевыми.

 

 

В завершение прочитаем из евангелия от Иоанна.

 

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

(Ев. от Иоанна)